Народные промыслы





Типология витража. Часть I.

Рассмотрим типологию современного витража, определяющую не только границы его использования, но и стоимость витража для заказчика.
1. Классический наборный , или паечный , витраж.

Это композиция из цветных стёкол, вырезанных по определённому рисунку и

"Осень". Витражная дверь во Дворце культуры железнодорожников (г. Самара). Классический наборный витраж на латунной протяжке. Травмобезопасные защитные стекла. соединённых между собой специальным свинцовым, латунным, медным, бронзовым, алюминиевым, стальным или мельхиоровым профилем Н-образной или П-образной конфигурации. В этих витражах используется специальное силикатное стекло отечественного или зарубежного производства. Красота витража зависит не только от мастерства его автора и исполнителя, но, во многом, от богатства палитры цветного стекла.

Сегодня витражисты имеют возможность выбирать стекло огромного количества цветов, тонов и полутонов, оттенков, применять узорчатое, фактурное или гутное (6) стекло. Богат также и арсенал современных термических, химических и механических способов обработки стекла.
Высокие технологии позволяют получать на витражном стекле разнообразные, в том числе и фантастически красивые интерференционные покрытия.
Процесс изготовления традиционного паечного витража включает в себя ряд обязательных художественных и технологических операций:
- создание форэскизов (7) витража (цветных или чёрно-белых);
- создание эскиза витража в цвете ( обычно в масштабе 1:10 );
- создание картона (8) витража в натуральном размере для выполнения витража в материале;
- создание с картона калек-шаблонов для резки стёкол и сборки кассеты витража;
- подбор палитры цветных стёкол согласно цветному эскизу;
- изготовление специальной профильной арматуры (протяжки) для скрепления вырезанных стёкол методом пайки оловом;
- нарезка и обработка стеклянных листов по калькам-шаблонам;
- монтаж стёкол в арматуру методом пайки оловом;
- облуживание арматуры оловянным припоем для увеличения прочности конструкции и возможности нанесения на арматуру (протяжку) цветной патины для получения эффекта «под старину» или декоративной защитной краски.

Процесс создания эскиза, картона, калек-шаблонов, а также подбор палитры цветных стёкол осуществляется профессиональным художником – витражистом, знающим технологию изготовления и декорирования стекла вообще и витража в частности. Архитектор может и должен принимать участие в идейно-образном создании витража. Он вправе подготовить форэскиз, содержащий предложения по тематическому и цветовому решению будущего витража, но все дальнейшие стадии эскизирования с учётом применяемых материалов и тем более отрисовку картона должен осуществлять профессиональный художник-витражист, но ни в коем случае не архитектор или дизайнер-специалист по организации предметно- пространственной среды.

Процесс выполнения витража в материале должен осуществлять опытный мастер-исполнитель, имеющий опыт работы с художниками-витражистами. Обладая техническими навыками исполнения витража, мастер должен понимать смысл выполняемой работы, в противном случае художнику придётся исполнять витраж самому. Так и приходится делать, если художник - витражист работает как кустарь - одиночка без помощников, сочетая в одном своём лице автора произведения, снабженца, коммивояжера, экспедитора, бухгалтера, юриста, менеджера, мастера - исполнителя и прочая, прочая, прочая … Куда лучше для автора витража ( а в конечном счете - и для его заказчика ), если вокруг креативного профессионального витражиста существует инфраструктура, берущая на себя всю нетворческую часть сложного процесса создания произведения. Это становится возможным только в специализированной витражной фирме, которая исполняет витраж по схеме "всё включено", т.е. не только разрабатывает и конструирует сам витраж, но и решает вопросы его монтажа.

Если заказчик хочет поместить витраж внутрь стеклопакета, то эту операцию должен осуществлять мастер-исполнитель с помощью специального профиля, разработанного для этих целей (так называемая "протяжка с усом"). Монтаж в стеклопакет осуществляется с соблюдением жёстких требований специализированного производства стеклопакетов, иначе возможна утрата ими своих свойств (герметичности, отсутствия «мостиков холода» и т.п.). Если Вы хотите наложить витраж на уже имеющийся стеклопакет и закрепить его в уже смонтированной ранее пластиковой, деревянной, алюминиевой раме, сегодня витражная фирма может сделать и это- благодаря прогрессу в производстве оконных систем.


"Турнир". Витражное окно в банкетном зале пансионата "Самарский". Классический наборный витраж в двухкамерных стеклопакетах. Латунная Н- образная протяжка, в т. ч. - "с усом".Если Вы хотите закрепить витраж в багетной раме или специальной несущей конструкции (со встроенной подсветкой, с защитой строительных откосов, с поворотными шарнирами и т.п.), витражная фирма возьмётся и за это. Заказ по схеме «всё включено» для неё не погоня за дополнительным заработком, а итог многолетнего опыта работы с заказчиками, подчас очень горького. Этот опыт говорит о том, что во избежание трудно исправимых ошибок всеми процессами конструирования витража, его исполнения, изготовления обрамляющих витраж конструкций, транспортировки и монтажа их на объекте должен авторитарно руководить один человек, полностью отвечающий за конечный результат – автор витража.

Цена художественного полотна не определяется стоимостью холста и красок. Она прежде всего зависит от таланта и мастерства его творца. Витраж совмещает в себе функции декоративного и архитектурного элемента, а также полотна, требующего изысканной росписи. Это делает витраж уникальным явлением, возникающим на пересечении нескольких видов искусства .Поэтому витраж,без преувеличения, можно назвать подлинной вершиной художественного стеклоделия.

Стоимость витража зависит также от качества и класса использованного стекла. Для простейших отечественных стёкол в зависимости от прозрачности, опалесценции или приглушённости ценовой диапазон составляет от 450 до 1200 рублей за 1 кв.м. Китайское стекло Ifoglass стоит от 1000 до 2000 руб. за 1 кв. м. Для импортных стёкол Spectrum, Armstrong , Uraboros стоимость 1 кв.м. может превосходить 2500 руб. Переливчатое стекло Cocomo может стоить более 7000 руб. за 1 кв.м. Цена редкого стекла французской фирмы Sen Just достигает 10000 руб. за 1 кв.м. .Также в зависимости от качества колеблются цены на протяжку, припой, патину, химикаты, силикатные краски, инструмент, оборудование и т.п.

Но заказчик хочет знать цену будущего витража до начала работ, при заключении договора с исполнителем. Поэтому сегодня, несмотря на множество флуктуирующих ценообразующих параметров , стоимость одного квадратного метра классического наборного витража оценивается маркетологами в сумму не менее 19000 руб. Именно многовариантность ценовых факторов всегда позволяет витражной фирме прийти при решении поставленных задачк согласию с заказчиком в рамках его платёжеспособности.

>span>

2. Витраж в технике «Тиффани»

Этот тип витражей появился на рубеже Х1Х - ХХ веков, благодаря усилиям выдающегося американского живописца, художника по стеклу, ювелира и предпринимателя эпохи Модерна Луиса "Образ Спасителя". Витражная икона в киоте с подсветкой. Техника "Тиффани" с элементами росписи термозакрепляемыми красками.Комфорта Тиффани (9). Тиффани развил достижения своего соотечественника Джона ла Фаржа (10), разработавшего метод «стекло клаузоне», при котором мельчайшие фрагменты стекла соединялись при помощи впаянной в них тонкой проволоки. Такая техника позволяла моделировать даже детали лица, но была чрезмерно сложной и дорогой. Тиффани разработал метод литой арматуры, позволявший изготавливать витражи для ламп, люстр, бра, настольных и каминных часов, делать объёмные скульптуры.

Процесс создания витража начинался с изготовления объёмной формы из папье-маше. На её внешнюю поверхность наносился рисунок будущего витража, по которому на форму наклеивались цветные стёкла. Узкие промежутки между стёклами заливались «типографским» сплавом - расплавленной смесью олова, цинка и свинца. Фиксируя стёкла снаружи, жидкий металл прожигал бумажную форму насквозь и охватывал края стёкол изнутри. Образовывалась единая прочная объёмная конструкция из стекла и металла, после чего форма удалялась. Техника "Тиффани" требует ювелирной точности и больших трудозатрат, но в сочетании с мелким модулем высококачественного витражного стекла творит подлинные чудеса. Сегодня существуют специальные протяжки из тонкой медной фольги с липким слоем -фолии(на профессиональном жаргоне «скотч»), позволяющие собирать кассеты размером до 80 см.

Размер витражной кассеты (конструктивного модуля) для сохранения витражом жёсткости не должен превышать 80 х 80 см. Однако в нашей практике (по требованию заказчиков) встречались случаи изготовления витражных кассет в технике "Тиффани" с размерами до трёх метров с помощью специальных приёмов . Для повышения прочности применяют и усиливающую протяжку из медной фольги толщиной до 1 мм.

Процесс изготовления витражей "Тиффани" отличается от изготовления традиционного паечного витража тем, что нарезанные по картону и калькам-шаблонам стекла после абразивной обработки кромок оборачиваются по краям «скотчем», а затем спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем. Усиливающая протяжка при необходимости вкладывается между «скотчем» соседних модулей и пропаивается одновременно с ними.

"Модерн". Т -образная межкомнатная перегородка с фризом в коттедже. Техника "Тиффани", травмобезопасные защитные стекла..Тиффани разработал и оригинальные рецептуры различных видов витражного стекла: реактивного, агатового, люстрового (иризированного), кипрского, камео, лава. Он возродил процесс производства стекла «миллефьори», изобретённого в 1 веке н.э. в греческих мастерских египетской Александрии и получившего своё итальянское название от венецианских мастеров эпохи Возрождения ( итал.millefiore – тысяча цветов ).

Безусловно, эти стёкла стоят дороже ординарного витражного стекла. Большие трудозатраты и высокие требования к мастерству исполнителей делают витражи в технике «Тиффани» более дорогими, чем классические наборные. Их ценовой диапазон начинается от 24000 руб. за квадратный метр, а в случае эксклюзивности изделия стоимость может превышать 75000 руб. за 1 кв.м.

>span>

3. Витраж на бетонной связке.

Родоначальником этого вида витража в 60-е годы ХХ столетия стал литовский художник Альгимантас Стошкус. Отличительная особенность витража – применение монолитных объёмных стёкол, отливающихся в форму или выдувающихся в свободной технике. Эти стёкла могут представлять собой блоки неправильной геометрии или запекаться в муфельной печи – моллироваться (от фр. moller - течь) для получения поверхностного рельефа.

Бетонная связка выполняется из цемента марки М 300 и стальной арматуры. В раствор добавляют сухой речной песок и поливинилацетатную эмульсию. Стальная арматура связывается проволокой или сваривается. Функции витража на бетонной связке, площадь которого может быть в пределах от 1 до 150 кв.м., не ограничиваются декорированием проёмов.Такие витражи активно формируют внутреннее пространство здания, дополняя и обогащая архитектурные формы, переходя порой в многоплановый скульптурный рельеф или светопрозрачную стену. Бетонная связка в отдельных случаях может заменяться другими конструктивными элементами.

По сравнению с витражом из тонкого цветного стекла, витраж на бетонной связке обладает значительно большим выразительным потенциалом. Это объясняется множеством светоцветовых градаций объёмного стекла. С ростом толщины стекла увеличиваются многократные отражения и преломления световых потоков ,что позволяет наблюдать бесконечную череду контрастных или нюансных переходов цветовых гамм. Эмоциональное воздействие такого витража может быть усилено за счёт отражений зеркальной глади бассейна, полированного пола, остекления фасада.

Витражи на бетонной связке используются в качестве архитектурной доминанты в социально значимых, крупных объектах. Естественно, что цена их очень высока, однако при небольшой площади поверхности становится доступна не только распорядителю бюджетных средств. Ценовой диапазон витражей на бетонной связке начинается от 50000 руб. за 1 кв.м.

>span>

>span>


4. Витраж в технике пескоструйной обработки стекла.

В 1870 году американец Бенджамен Тильман создал первый в мире аппарат для пескоструйного декорирования стекла. Принцип декорирования состоит в том, что остроугольные зерна абразива на высокой скорости под давлением до 7-ми атмосфер царапают стекло и оставляют на нем микроскопические сколы. Стекло становится матовым, а если нужно – рельефным. Используя специальные защитные покрытия, удается получить не только простую матовую («белую») поверхность, но и рельефные многоплановые (до 10 планов) орнаментальные и сюжетные композиции, барельефные или горельефные скульптурные
изображения. Технику пескоструйной обработки используют для декорирования бесцветного и тонированного в массе стекла, как листового, толщиной не менее 5 мм, так и объемного.

Интересны сочетания пескоструйной обработки с химической или механической полировкой, травлением, росписью силикатными красками с обжигом при температурах до 500 градусов
Цельсия, с алмазной гравировкой и т.д. Возможна пескоструйная обработка зеркал.

Существует расхожее мнение, что матовая поверхность с трудом подвергается гигиеническому обслуживанию. Сегодня есть средства, с помощью которых витражная фирма решит эту задачу для витража любой сложности. Гораздо труднее обеспечить безопасность персонала, занятого пескоструйной обработкой и химическим травлением стекла, но и эти препятствия преодолимы. Техника пескоструйной обработки довольно консервативна по исполнению, но вполне демократична по тематике, стилю и многообразию композиционных решений. Поэтому ценовой диапазон витражей с пескоструйной обработкой очень широк – от нескольких сотен руб за кв. м для банальных «матовых» одноплановых рисунков до десятков тысяч рублей при изготовлении авторских произведений с использованием всего современного арсенала обработки стекла.

5. Витраж в технике "фьюзинг".

Витраж в технике "фьюзинг "(спекание) изготавливается на основе цельного листа стекла, на

"Пламя". Витражный кованый светильник. Техника "фьюзинг".котором из кусочков цветных стекол с добавлением стеклянной фритты (11) (а иногда и драгоценных металлов) собирается рисунок будущей композиции. Затем это стекло разогревается в специальной печи для фьюзинга и моллирования до температуры 850 градусов Цельсия, при которой стекло становится монолитным. Варьируя режимы спекания, можно получить четкие или размытые границы цветных элементов, гладкую или рельефную поверхность и т.п. Если же одновременно со спеканием мы хотим изогнуть (моллировать) стекло, придать ему определенный рельеф или сложную пространственную конфигурацию, плоское стекло укладывается на специальную жаропрочную форму (матрицу). При достижении температуры размягчения стекла (около 600 градусов Цельсия) заготовка опускается на дно формы и приобретает конфигурацию рисунка, нанесенного на впадине матрицы.

Особую сложность в технологии фьюзинга представляет подбор стекол, идеально сочетающихся по коэффициенту линейного расширения. Самое незначительное расхождение этих коэффициентов приводит к растрескиванию спеченного витража и даже к полному его саморазрушению из-за термических напряжений. К сожалению, этот процесс не всегда протекает при охлаждении стекла до комнатной температуры, он может иметь и «отложенный» характер.

"Языческие праздники древней Руси". Витраж в двухкамерном стеклопакете с разделением стеклом "в торец". Техника "фьюзинг" с ультрафиолетовой склейкой.Фьюзинговые элементы и витражи весьма эффектны, современны, поэтому они пользуются заслуженной популярностью у любителей стилей «хай-тек », «модерн», «пост-модерн». В зависимости от сложности композиции,количества и качества спекаемого стекла цена 1кв.м фьюзингого витража колеблется от 20000 до 30000 руб., но может достигать и существенно больших величин.

>span>

>span>

6. Витраж в технике " кастинг".

По этой технологии изготавливаются объемные литые витражные элементы со сложным рельефом поверхности. Горячее цветное стекло заливают в металлические формы – матрицы, покрывают прозрачным стеклом и выпекают при температуре около 1000 градусов Цельсия в муфельных печах. Сегодня эти элементы имеют небольшие размеры и довольно высокую стоимость (более 7000 руб. за единицу), но уже завоевывают рынок, благодаря богатейшей игре света, проходящего через сложную оптическую среду «муранского» стекла.

>span>

7. Витраж с ультрафиолетовой склейкой.

Накладные фацетированные элементы для витражей с ультрафиолетовой склейкой изготавливаются вручную из высококачественного прозрачного стекла толщиной более 5 мм.

Как правило, они имеют широкий отполированный фацет. Монтируются в витраж с помощью цветных клеев, отверждающихся ультрафиолетовым облучением. Создают эффект цветных хрустальных вставок в плоскость витража, исполненного по любой технологии. Бесконечно разнообразны, элегантны, интригующе загадочны. Стоимость таких элементов высока не только из-за кропотливой ручной обработки, но и благодаря дороговизне цветных УФ-клеев ( до нескольких сотен рублей за 1грамм). Однако высокая стоимость таких элементов, если их число не превышает десятка на витраж, не влияет катастрофически на общую стоимость витража с ультрафиолетовой склейкой.

>span>


8. Имитационный витраж.

В последние годы бурными темпами развивается технология, имитирующая вышеописанную технику изготовления художественных витражей из цветного стекла. Многие авторы вообще выводят имитационные заливные и плёночные витражи за рамки витража как такового, презрительно именуя их «псевдовитражами», ничего общего не имеющими с «настоящими»; образно сравнивая «настоящий» витраж с мебелью из натурального дерева, они сравнивают «псевдовитраж» с мебелью из ламината. Попробуем внимательно и беспристрастно разобраться в правомерности таких суровых и категоричных оценок имитационного витража.
Американский имитационный плёночный витраж (SGO) и английский (Rega/Decra Lead) отличаются только фирменными материалами и комплектующими элементами, техника исполнения имитационного витража совершенно идентична:
- эскизирование на компьютере с использованием пакетов графических программ (Corel Draw, Adobe Photoshop, Quark Express);
- подбор цветных самоклеющихся полимерных пленок на основе майлара по утвержденному заказчиком эскизу;
- подбор прессованных из стекла с повышенным содержанием свинца фацетированных элементов “бевели” (по желанию заказчика);
- проектирование топологии «протяжки» из свинцовой жилы – сомоклеящейся свинцовой ленты, покрытой полиэфирной смолой, имитирующей патину;
- вывод цифровой информации на плоттер для резки пленок;
- нарезка плоттером цветных пленок и их наклейка на прозрачное стекло;
- нарезка свинцовой жилы ( «протяжки») по спроектированной топологии;
- наклейка маскирующей стыки с 2-х сторон “протяжки” и пайка ее в узлах пересечений.

___________________

Ссылки


6. Гутное стекло – лепное стекло, обрабатываемое горячим способом прямо у печи.
7. Форэскиз – предварительный эскиз, определяющий общую композицию и стилистику витража, а также ( по желанию заказчика) его колористическое решение.
8. Картон - профессиональный термин, обозначающий изображение будущего витража в масштабе 1:1 на плотной бумаге или картоне. Увеличение изображения из масштаба эскиза в натуральный масштаб, как правило, осуществляет автор. По желанию заказчика картон может быть чёрно-белым или цветным.
9 Тиффани за достижения в декоративном искусстве был удостоен Главной Премии Всемирной выставки в Париже в 1900 г.
10 Ла Фарж запатентовал т.н. «переливчатое» , или «кафедральное», стекло Cocomo.
11 Фритта – многокомпонентное сфероидизированное стекло, применяющееся для варки глазурей.

>

>

Бесплатный конструктор сайтовuCoz